© 2018 ООО «Идемитсу Лубрикантс Рус» Японское моторное масло официальный сайт
 

Его называли «корсаром», из истории Idemitsu Kosan

После капитуляции Японии в августе 1945 года Idemitsu Kosan лишилась всех своих зарубежных активов. После заключения мирного договора между Японией и США в 1951 году компания получила право на самостоятельный завоз нефти, отправив только что отстроенный танкер «Ниссёмару-2» в Сан-Франциско. В 1952 году были сняты последние ограничения, запрещавшие японским компаниям импортировать высокооктановый бензин (А70). Idemitsu Kosan была первой компанией, привезшей А70, в Японии его продавали под маркой «Apollo».

1952_ph001.jpg

В марте 1951 года была завершена постройка танкера «Ниссёмару-2». В марте того же года Иран объявил о национализации своей нефти вступив в конфликт с Англией, поддержавшими её Соединёнными Штатами и семью крупнейшими нефтяными компаниями. Танкеры, заходившие в иранские порты за нефтью, арестовывались британским флотом и принудительно разгружались. Несмотря на бойкот иранской нефти, Сазо Идемитсу, основатель компании, решается на контракт. Для подготовки поставки в ноябре 1952 года в Тегеран отправляется сотрудник Idemitsu Kosan - Такэти. В результате многораундовых переговоров с премьер-министром Ирана Мосадеком, руководством государственной иранской нефтяной компании, правящей партией Ирана Idemitsu Kosan заключили контракт на поставку 45 тыс барелей иранской нефти.

Так как «Ниссёмару-2» находилось в очередном транстихоокеанском в рейде в США, Idemitsu Kosan в строгой конфиденциальности зафрахтовали танкер компании Иино Лайн, прогарантировав выплату 1.2 миллиона долларов в случае ареста судна англичанами. Однако под давлением японского МИДа, боявшегося испортить отношения с Англией, Иино Лайн отказалось дать танкер в аренду. Пришлось выслать в Иран «Ниссёмару-2». Номинальным пунктом назначения был саудовский порт Рас-Таннура, фактически – иранский Абадан.

Страховое покрытие для этой поставки осуществила компания Tokyo Marine Insurance, распорядитель Вада на совете директоров компании взял на себя личную ответственность за любые непредвиденные риски.

Оплата данного контракта Ирану должна была производиться наполовину в йенах – бартерной поставкой японского оборудования, наполовину наличными долларами по новой для того времени аккредитивной схеме. Выделением долларов под импортные контракты занималось Министерство промышленности и торговли (MITI). Во избежание дипломатических проблем с англо-американскими правительствами и нефтяными компаниями исполнитель MITI Мабути Наодзо указал в заявке в качестве места назначения “Dollar Area”, не указав Иранский порт Абадан, под свою личную ответственность.

Аккредитив был открыт в Tokyo Bank для получения бенефициаром третьей страны, без какого-либо упоминания Ирана.

Для благополучия миссии Сазо Идемитсу совершил паломничество в г. Киото – в храм Ивасимидзу Хатиман, боги которого считаются покровителями морских путешественников.

23 марта 1953 года «Ниссёмару-2» вышел из порта Кобе. Для сохранения конфиденциальности об истинном месте назначения знал только капитан Нитта. Сазо Идемитсу вручил капитану письмо, которое тот должен был зачитать всем членам экипажа в момент, когда корабль отклонится от официально заявленного маршрута. Также был заранее составлен шифр для радиограмм, который придумал сотрудник компании Фудзимото. Для встречи корабля в Иране и подготовки отгрузки в Иран через Пакистан были командированы два сторудника Idemitsu Kosan – Кондо и Киносита. В их задачу также входило создание офиса Idemitsu Kosan в Иране.

10 апреля в 12:05 танкер прибыл в порт Абадан. Несмотря на строжайшую конфиденциальность со стороны Idemitsu Kosan, новость сразу попала во многие СМИ – AFP, Reuters и т.д. Английский МИД выслал ноту протеста японскому МИДу. Сазо Идемитсу пришлось созвать пресс-конференцию так как от бесконечных звонков журналистов практически парализовалась деятельность компании.

15 апреля «Ниссёмару-2» вышел в обратный путь. Из-за увеличившейся осадки судно несколько раз цепляло дно канала Шатт-аль-араби, ведущего от Абадана в Персидский залив.

Нитта не опасался ареста судна – слишком большое освещение получил приход первого танкера в Иран. Больше всего он опасался торпедной атаки английской подлодки. В этом случае легко всё было представить как наезд на подводную мину – война закончилась всего 8 лет назад.

Нитта, транспортные суда которого во время второй мировой войны были затоплены дважды, обучил всех матросов признакам появления подлодки и торпедной атаки. Корабль он вёл зигзагом, часто меняя курс.

24 апреля танкер достиг Зондского пролива намеренно огибая Малаккский пролив, выходящий на британский Сингапур. Зондский пролив, соединяющий Индийский океан с Явским морем практически не используется крупными кораблями из-за большого количества подводных рифов и останков затонувших кораблей. Тем не менее, Нитта отважился пройти через этот пролив ночью, снизив до минимума риск встречи с британским военным судном или подлодкой. Покинув капитанский мостик на несколько минут, он совершил молитву богам-покровителям мореплавателей, бросив в море дорогие золотые часы, подарок супруги, на который она копила несколько лет.

30 апреля «Ниссёмару-2» преодолел Восточно-Китайское море и подошёл к островам Рюкю. Британское правительство вслед за нотами протеста заявило, что нефтепродукты на «Ниссёмару-2» являются собственностью «Англо-Иранской Компании» и подлежат конфискации. В ответ японский МИД заявил, что Idemitsu Kosan является частной компанией и японское правительство не может оказывать на неё давление, порекомендовав британцам выяснять отношения с Idemitsu Kosan через суд.

Сазо Идемитсу решил изменить маршрут танкера обманув британцев. Шифрограммой капитану Нитте предписывалось прибыть в порт Токуяма в Японском море вместо изначально предполагавшегося порта Ёкосука. Параллельно Idemitsu Kosan начали консультации с адвокатами относительно неизбежно надвигавшегося судебного процесса с «Англо-Иранской Компанией».

В то время, этот процесс, с участием танкера «Ниссёмару-2», получил большую огласку и к счастью, закончился удачно для компании Idemitsu Kosan. Сейчас, компания Idemitsu, владеет одним из самых больших флотов нефтяных танкеров в мире.

Tanker.jpg


Вернуться к новостям